01:59 

Искушение Святого Антония

Помпадура

Искушение Святого Антония

сегодня, 01:47 ссылка

«Жизнеописание Св. Антония», написанное Афанасием
Великим, повествует о том, что в 271 году н.э. еще молодой Антоний удалился в
пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет (ок. 251 - 356). «Золотая
легенда» Якова Варагинского, очень распространенная в Средние века, особо
красочно рассказывала о двух вариантах искушения святого - на земле и в воде. В
1478 году было выпущено нидерландское издание «Золотой легенды», повлиявшей на
изображение этой темы художниками Северной Европы. На мадридской доске Босх
изобразил «земное» искушение Св. Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации,
искушал земными благами. В конце своего творческого пути Босх создает несколько
вариантов «Искушения Св. Антония».

Иеронимус Босх. Искушение святого Антония.  Центральная часть полиптиха

Иеронимус Босх. Искушение святого Антония. Центральная часть полиптиха.


В Лувре хранится несколько подготовительных
рисунков как к известным, так и неизвестным нам композициям. Антоний для
нечистой силы - вне досягаемости. Его круглая спина, поза, замкнутая
сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в
медитацию. Человек, не имеющий представления о средневековом христианском
мистицизме, об аскезе, отказе от мирских благ и от мира как такового, и тот
должен почувствовать настрой святого. Даже дьявол в образе свиньи спокойно
застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой
на картине Босха монстров, которые его окружают? Если верить Рюйсбруку, то нет:
они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, - это то, что мы
есть». Как и в досках, изображающих Св. Иеронима, чертовщина, окружающая Св.
Антония, не кажется страшной: черти сведены к игрушечным размерам и никто не
только не нападает на отшельника, но и не обращает на него внимания, за
исключением гримасничающего в воде монстра.

У Босха изображение внутреннего конфликта человека,
размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном,
вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он
получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли
всему этому сопротивляться обычный смертный? Триптих «Искушение Св. Антония» -
одна из лучших работ зрелого Босха, не случайно существует множество ее
повторений XVI века: зафиксировано шесть копий всего алтаря, пять - центральной
его части, и одно - боковых створок. Подкрасочные рисунки на оригинале
красноречиво свидетельствуют об особой интенсивности творческого процесса -
художник, как это принято говорить, «вложил в свою работу душу».

Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Антония, еще окруженного тем не
менее всевозможными искушениями: юные красавицы обещают ему радости земной
любви, накрытый стол манит своим изобилием... Основной разгул сил преисподней
изображен в геометрическом центре створки, где святой, окруженный нечистой
силой, оборачивается к зрителю. Дьявольские козни бессильны заставить Антония
отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов
убеждает в обратном. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только
запугивает - он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника. Нельзя не
заметить, что нечисть относится к Антонию с почтением: святой стоек в своем
выборе. Свобода выбора - частая тема в творчестве Босха, художник постоянно
взывает в своих алтарях-проповедях к нашей свободной этической воле.



Святого Антония окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести
его из молитвенного состояния. Особенно выразительна церемония так называемой
«черной мессы», разыгрываемая вокруг святого. Ее участники наделены признаками,
обозначающими магию, ересь, алхимию, и кажется, что все они движутся по
мановению волшебной палочки человека в цилиндре. Игроки мечут кости, роскошно
одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее «монахиней».
Справа - большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над
несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый
воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох - символ первородного
греха). Слева - рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне. На
переднем плане - адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на
левой створке, лодка - безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри
утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как
будто издающий крик - дырой между сухих плавников... Это лишь часть
фантастических видений, изображенных здесь Босхом. Он как всегда неистощим в
изобретении все новых и новых чудовищных образов. Казалось бы, что ужасного в
двух белых собачках с загнутыми вверх хвостами? Но собаки эти абсолютно
идентичны, совершенно ясно, что они есть один демон, и эта двойственность
внушает страх. Весь мир вокруг Св. Антония рушится: из расколотого купола
вырастет башня с трубой, извергающей пламя; на заднем плане горит деревня;
неисчислимое войско собирается переходить мост; по небу летит демон с
приставной лестницей... Многие детали трудно разглядеть, так они малы и удалены
от центра картины, но само их присутствие создает ощущение Апокалипсиса.




Иеронимус Босх. Искушение святого Антония. Взятие Христа под сражу. Левая внешняя створка полиптиха




Искушение святого Антония.
Поцелуй Иуды.
Взятие Христа под сражу. Левая внешняя створка полиптиха.



Еще никогда до Босха во всей европейской живописи
не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения.
На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными
и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы
на плотную стену леса. Босх не только мастерски передает эффекты воздушной
перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. Об истории
написания и первоначальной судьбе этого необычного триптиха мало что известно.
Центральная часть подписана. Сведения о жизни святого Босх почерпнул из
жизнеописания Афанасия Александрийского, из «Золотой легенды», часто
переиздававшейся в Нидерландах, из «Псалмов Моисея», а также многих других
библейских текстов. Сцены на наружных створках, традиционно исполненные в
монохромной технике «гризайль», отличаются удивительным мастерством исполнения.
Их темы - это «Взятие Христа под стражу» и «Несение креста». По мнению
исследователей, Страсти Христовы должны были напоминать человеку о том, что
«Христос терпел - и нам велел», а также символизировать искупление грехов.
Монохромные композиции с особой силой обнаруживают дар Босха живописать человеческие
страсти. Необычайно выразительны позы, жесты, выражения лиц персонажей.
Написанные в повествовательной манере, изобилующие многочисленными
подробностями, сцены эти резко контрастируют с фантастическими образами
триптиха на внутренних створках.





Иеронимус Босх. Искушение святого Антония.  Левая внутренняя створка полиптиха


Иеронимус Босх. Искушение святого Антония. Полёт и падение. Левая внутренняя створка полиптиха.
На левой створке триптиха Св.Антония мы видим просто легион демонов. Их
разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него.
Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на
спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь,
торчит хвост третьей. Наружность монстров вступает в противоречие со средой их
обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два
монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет
Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с
дьяволом, поднявшим его в воздух, - данная сцена изображена выше, на фоне неба.
Босх использует в этом произведении ту символику, которая присутствует и в
других его работах, но остается до конца не понятой. Антоний и его спутники
совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут
некоторые ученые). Но этот переход - главное, о чем Босх хочет здесь сказать.
Подобный мостик несколько раз присутствует на разных створках триптиха «Воз
сена», в том числе и на внешних, где изображен странник. Только странник в
нерешительности остановился перед мостом, у него не хватает силы духа его
преодолеть, тогда как Антоний, еле живой, переходит. Преодолев мост, под
которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы»,
Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу - возможно, это та
самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным. Во всяком случае,
путь назад отрезан - тропа перед входом на мост обрушена. В «Искушении Св.
Антония» Босх впервые изображает сцены шабаша ведьм - полеты в воздухе, сборище
на берегу пруда, поджог деревни. Обращение художника к этому новому мотиву было
вызвано начавшейся в странах Запада охотой на ведьм после публикации в 1487
году знаменитой книги «Молот ведьм» - своеобразного пособия для инквизиции.
Повсюду началось массовое сожжение женщин. В одном тирольском городе сожгли
всех представительниц слабого пола. Босх неистощим в изображении омерзительных,
внушающих ужас сил зла. Они многочисленны и агрессивны. Св. Антоний обессилел в
борьбе с ними. Не каждый способен так противиться соблазнам мира: несмотря на
все ужасы ада, которыми придется заплатить за краткие и преходящие радости
земной жизни, люди неудержимо продолжают страстно стремиться к ним.

Иеронимус Босх. Искушение святого Антония. Голгофа. Правая внешняя створка полиптиха




Искушение святого Антония.
Несение креста.
Голгофа. Правая внешняя створка полиптиха



 







На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных
искушений. На переднем плане садящий на земле живот человека, пронзенный
непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с
ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире - сладострастия.
Сатана в образе обнаженной женщины - царицы бесов - под «шатром Венеры» -
персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену
искушения из жизнеописания Антония. На черных одеждах Антония прекрасно виден
Тау-крест, напоминающий букву «Т». Этот ветхозаветный крест ставили на дверях
домов израильтяне накануне исхода из Египта. Впоследствии крест такой формы
получил имя Св. Антония, подвижническая жизнь которого была связана с Египтом.
Босх часто использует Тау-крест в своих работах: на трехконечном кресте была
распята Св. Либерата, такой же крест Христос понесет на Голгофу в поздних
работах художника.



Безобразная птица, вцепившись лапами в яйцо, из которого проклюнулись птенцы,
сама заглатывает лягушку, вместо того чтобы покормить собственных детей;
устрашающего вида птица, обутая в коньки (на бумаге в ее клюве написано -
«лень», имеется в виду неусердие в молитвах Богу), - все это по замыслу
художника должно иллюстрировать человеческие грехи и искушения, которым
подвергается Св. Антоний.





Искушение святого Антония

Грюневальд Маттиас
(1470-1530)
. Искушение святого Антония. Изенхеймский алтарь. 1510-1515.

В жизнеописаниях Св. Антония рассказывается о том, как во
время пребывания в пустыне египетской Сатана, привлеченный необычайным
благочестием святого, наслал на него легион бесов. Бесы набросились на Антония
во время молитвы и избивали его, пока он не упал замертво. Другие отшельники
отогнали демонов и вернули Антония к жизни, но когда он вновь приступил к
молитве, демоны вновь на него набросились и унесли в поднебесье. Бесы
растворились лишь с первыми лучами солнца, на рассвете, но мучения не
прекратились - Сатана предстал пред Антонием в облике прекрасной и набожной
царицы. Та привезла отшельника в свою столицу, и Антоний понял, кто перед ним,
лишь после того, как она попыталась его соблазнить. На всех трех створках
раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Здесь уже нет
традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком,
весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий
изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла
несомненна.



Все художники, обращавшиеся к теме искушения Св. Антония (Шонгауэр, Дюрер,
Брейгель, а позднее - Дали, Эрнст), изображали лишь один из эпизодов его жизни,
когда демоны делают свое дело либо на земле, либо в воздухе. У Босха же
ситуация иная. Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию
рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят
старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной
трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает
длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином.
Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, -
сотворением Зла в этом мире, который весь - искушение.

Бесы - везде, даже за горизонтом, там, где святой их видеть не может. Они
прячутся за углами зданий, под разрушенным куполом, в горящих избах деревни, в
церквах далекого города, в водах реки, над которой стоит дворец, в залах самого
дворца, в лесах на другом берегу, в воздухе над лесами, все дальше и дальше,
бесконечно. Но поколебать измученного святого бесам не удается, он твердо
противостоит вселенскому Злу.

Иоахим Патинир. Искушение святого Антония. Около 1515. Прадо


Иоахим Патинир. Искушение святого Антония. Около 1515. Прадо

Никлаус Мануэль Дойч. Искушение святого Антония


Никлаус Мануэль Дойч. Искушение святого Антония

Альбрехт Дюрер. Святой Антоний на фоне города. 1519


Альбрехт Дюрер. Святой Антоний на фоне города. 1519

 

Корнелис Кунст. Сцены из жизни Антония Великого. 1530. Лейден. Stedelijk Museum De Lakenhal


Корнелис Кунст. Сцены из жизни Антония Великого. 1530. Лейден. Stedelijk Museum De Lakenhal


varvar.ru: Преподобный Антоний Великий. Искушение святого Антония

 

. в начало »


@темы: Искушение Святого Антония

URL
   

Парнас

главная