18:24 

Время и эталоны красоты

Помпадура
В середине прошлого века модельеры одного ведущего дома моделей решили
показать миру знаменитую Венеру Милосскую в одежде, сшитой по последней
моде. Статую в натуральную величину нарядили, придали лицу современный
вид при помощи макияжа, сделали прическу.



Эталон античной красоты поразил экспериментаторов. Но не идеальной
красотой, а заурядным видом. Венера выглядела «никакой, ведь
представления о красоте со времен античности изменялись многократно,
иногда становясь настолько причудливыми на наш взгляд, что такую красоту
мы бы назвали просто уродством… Хотя, конечно, некоторые навязываемые
домами моделей каноны псевдокрасоты и нам, современникам, уж никак
таковыми не кажутся. Чего уж говорить о том, какое впечатление такие
красотки произвели бы на греков второго века до новой эры…

А
сегодня модельеры навязывают обществу вот такой эталон женской красоты.
Это не менее жестоко, чем бинтование ступней китаянкам. На совести
модельеров немало погибших от анарексии девушек. Пора бы таких
диктаторов уродующей красоты и к суду привлечь.

Скажем
прямо: в поисках прекрасного над женщинами на протяжении веков
поиздевались куда больше чем над мужчинами. Хотя представления о том,
каким должен быть красавец тоже изменялись. Не, ну понятно, что парней в
основном не по красоте оценивали, а по разным добычническим качествам.
Тем не менее, одно другого никогда не исключало. Известно, что рано
начавший лысеть Юлий Цезарь много внимания уделял волосам, стараясь с
помощью причесок и прочих ухищрений скрыть этот малоприятный факт.

Европейцы дохристианских времен определились с внешними признаками
«красавца", основываясь на двух основных эталонах: образы героев
греческих и
северных легенд. Греки особенно высоко ценили
пропорциональное телосложение, упругие, развитые мышцы, легкие, быстрые,
решительные движения, ясный, острый, сияющий взгляд. Этот идеал широко
представлен в живописи и скульптуре.

 

...
Александр Великий и Гефестион

...
Они же (Александр тот, что блондин), автор Геммиона, они-же, автор Тамилла.
Изображения Александра Македонского и Гефестиона – из дневника: http:// www.diary.ru/~alexanderthegreat



Герой северных легенд — высокий мужчина с длинными ногами, светлыми
волосами, синими глазами. Думаю, примерно такие (конечно, это более
поздние изображения):


Francesco di Giorgio Martini XV в.



В средние века в Европе идеал мужской красоты стал несколько иным.
Теперь это был рыцарь, обладающий слегка женственной внешностью,
длинными светлыми локонами, голубоглазый, с хрупкой фигурой. Смелость не
отменялась, но она должна была сочетаться с изысканной галантностью в
поведении и элегантностью в одежде.


Heinrich Wilhelm Tischbein XVIIIв.


Гравюра Дюрера

В эпоху Возрождения снова стали популярны мужественность, гордая осанка,
однако по-прежнему ценилось внешнее изящество. Таков эталон мужской
красоты в Италии XV-XVI века.


Андреа Мантенья. Охотники при дворе герцога Гонзаго, 1470г.


Герцог Мантуии Гонзаго с семьей, 1474г.


Ну и, конечно, Св. Себастьян того-же художника, как воплощение
мужественной красоты того времени (хотя, понятно, вкус художника тоже
субъективен):



Вообще, эпоха Возрождения была богата на портреты Св. Себастьяна,
которые отражают вкусы художников, тем не менее - современников, что
заметно. Тут можно посмотреть: Любимец католиков и геев Святой Себастьян

В
XVII веке многие мужчины стремились быть похожими на льва, поэтому
носили парики рыжего цвета, напоминающие гриву «царя природы». Образец
мужской красоты этого века — король Франции Людовик XIV, импозантный
надменный мужчина с тонкими чертами лица, белокурыми волосами и
мелодичным голосом, ловкий охотник, наездник и танцор, галантный в
обращении с дамами, изысканно одетый, но имеющий весьма средние
интеллектуальные способности.


А. ван дер Мейлен. Людовик XIV с супругой Марией Австрийской на променаде в 1669 году.

В XVIII веке недостатки фигуры научились исправлять с помощью корсетов и
подкладных подушек. Образцом для подражания становится гладко выбритый,
украшенный накладными буклями, напомаженный, надушенный франт, ставящий
целью жизни наслаждение.


Аргунов И.П. (1727-1802) Портрет П. Б. Шереметева. 1753


Неизвестный художник. Портрет А. К. Нартова. Середина XVIII века


Вторая половина XVIII века характеризуется новым стилем — романтизмом.
Это отразилось и на представлении о мужской красоте, непременный признак
которой теперь — одухотворенное лицо тонко чувствующего человека,
овеянного ореолом благородства и духовного богатства. Молодой Шиллер,
несмотря на свое плохое здоровье и хрупкость фигуры, являет собой пример
такой красоты.


Молодой Ф. Шиллер
В более поздние времена все больший общественный интерес привлекают
политики, финансисты, актеры, художники, писатели. К концу XIX века в
моде деловой мужчина, скупой на чувства и их проявление, внешне
подтянутый, с короткой стрижкой, в темном строгом костюме и галстуке.
...


С начала XX века моду на мужскую красоту диктует киноэкран. Он
предлагает зрителям парад кинозвезд. Своим обликом и поведением красавцы
разных континентов отражают представления о мужской красоте,
соответствующей тому или иному времени, стране, даже определенному слою
общества, подтверждая тем самым известную истину, что красота — явление
социальное.

Ну вот, хватит пока о самых красивых, самых умных,
самых добрых - о нас, мужиках... Вернемся к женской красоте и
метаморфозам представлений о ней.

Сначала только о фигуре. Как изменялся эталон женского тела в веках.

Итак, в Австрии была обнаружена маленькая фигурка из гранита,
насчитывающая более 20 тысяч лет. Ее назвали "Венера из Виллендорфа".
Большая грудь, огромный отвисший живот, толстые руки и плечи: на заре
человечества ценилось то, что было функционально. Самыми лучшими
считались женщины, которые способны были родить и выкормить много детей:

Античность:

Совсем по-другому обстояло дело в античные времена. Тогда был настоящий
культ красоты. Идеалом было гармонично сложенное тело, плавные линии
груди, выраженная талия и широкие округлые бедра. Скульпторы того
времени ваяли только такие фигуры. Например, пропорции знаменитой Венеры
Милосской – 86–69–93 при росте 164 см.
Похожа на нее и Афродита Книдская работы Праксителя.

Средние века:
В X–XII веке в Европе сформировался свой идеал
красоты. Трубадуры прославляли хрупких, белокожих дам, беззащитных и
беспомощных на вид. В моду вошла продолговатость, причем во всем,
начиная от высокого роста и заканчивая высоким лбом. Ценились тонкие
руки, длинные пальцы и длинные ноги.
В Средневековой Европе царили
жесткие порядки, установленные католической церковью. Физическая красота
считалась греховной. Поэтому женщины носили платья, почти полностью
скрывающие фигуру.
Но даже в те непростые времена существовал свой
стандарт красоты. Им была достаточно гармонично сложенная женщина, не
худая, но и не полная. Больше всего ценилась миниатюрность. Маленьким
должно было быть все – рост, кисти рук, ступни, грудь.

 

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/45/765/45765498_18024279.jpg

Возрождение:

Вслед за строгими временами пришло Возрождение. Начали цениться пышные
телеса, которые изображал на своих картинах Рубенс. Особыми
достоинствами считались полные руки, широкие бедра и пышная грудь.
Плавные изгибы тела подчеркивались как только можно – и особым покроем
платья, и глубоким декольте, и короткими рукавами.
Не считалось
зазорным иметь и достаточно стройную фигуру. Главное – чтобы она была
пропорциональной и гармоничной. А вот худышек не жаловали.

 



Конец XVI века.
В Италии зародился стиль барокко, который в XVII
веке захватил практически всю Европу. В моду вошла роскошь, вычурность и
манерность. Настало время так называемой кукольной красоты.

Женщины
должны были напоминать хрупкие статуэтки. Эталоном привлекательности
стала нереально тонкая талия, маленькая головка на длинной "лебединой"
шее, покатые плечи и маленькая грудь.

Под стать этой моде были и
платья. Дамы начали носить корсеты на шнуровке, а юбки – на кринолинах,
которые визуально расширяли линию бедер.

 

XVII - XVIII века:

 

XIX - начала XX века:

 



20-е годы XX века – эталоны не в моде. Пора эмансипации. Благосклонно
воспринимаются и худышки и полненькие. Однако уже есть тенденция к
сохранению стройности. :

 

Конец XX - начало XXI века:


В нашей Советской стране разница между официальным и неофициальным
эталонами – это разница между спортсменкой, комсомолкой, активисткой (с)
и барышней-мещанкой… Мещанство как-то всё равно было ближе простому
человеку, хоть и приучали осуждать:

 



Немного об образе целиком (до этого речь шла о фигуре).

Идеалом
красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина с полными
губами и огромными миндалевидными глазами. Чтобы расширить зрачки и
придать блеск глазам, капали в них смесь сока различных растений. Самым
красивым цветом глаз считался зелёный. Но это редкий цвет.
Предприимчивые египтянки обводили глаза зелёной краской из углекислой
меди. Для завершения образа красили в зёленый ногти на руках и ступни
ног.

 


Женщины майя окрашивали тело красной мазью, в которую добавляли очень
липкую и пахучую смолу. После такой процедуры они становились нарядными и
надушенными. На лицо также наносились различные краски.

 


Идеал красоты в Древнем Китае - маленькая, хрупкая женщина с крошечными
ногами. Чтобы ножка оставалась маленькой, девочкам туго бинтовали
стопу, и она переставала расти. Кстати, главным достоинством мужчины в
Китае считались длинные волосы, которые заплетали в причудливые косы.

 


В Древней Греции существовал культ тренированного тела. Эталоном
красивого тела у греков стала скульптура Афродиты: рост - 164 см,
окружность груди - 86 см, талии - 69 см, бедёр 93 см. По канонам
греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос и большие глаза.

 


Афродита Праксителя


В Древнем Риме господствовал культ светлой кожи и белокурых волос.
Именно римлянки первыми овладели секретом обесцвечивания волос. Их
протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового
дерева, а затем обесцвечивали на солнце.

 


В Средние Века земная красота считалась греховной, а наслаждение ей -
недозволенным. Осветление волос провозгласили нечестивым занятием.
Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком.
Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария - удлиненный овал
лица, огромные глаза и маленький рот.

В начале XIII века
начался культ поклонения «прекрасной даме». Женщину сравнивали с розой -
она нежна, хрупка и изящна. Кстати, по этой причине в моде была
маленькая грудь.

 


В эпоху Возрождения красивыми считались бледный цвет лица, стройная
«лебединая шея» и высокий чистый лоб. Для удлинения овала лица дамы
выбривали волосы спереди и выщипывали брови, а для того, чтобы шея
казалось как можно более длинной, брили затылки.

 



В эпоху Рококо главный акцент - на причёску, это - время чудес
парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить
как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева
Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась
всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

 


XX век. Жизнь изменилась. Минули столетия и в людях стали больше всего
цениться ум, энергия и умение зарабатывать деньги, а главным завоеванием
женщины стала считаться свобода. Впрочем, историки моды сходятся на
том, что в будущем можно будет определить ХХ век как век коротких
женских причесок и культа дистрофии JOKINGLY



 


@темы: Время и эталоны красоты

URL
   

Парнас

главная