Помпадура










le Retour de flamme


Как известно, Рене Магритт нечасто рисовал лица у персонажей своих картин. О картине "Большая война" он писал так:

"Интересное в этих картинах - это внезапно ворвавшееся в наше
сознание присутствие открытого видимого и скрытого видимого, которые в
природе никогда друг от друга не отделяются. Видимое всегда прячет за
собой еще одно видимое. Мои картины просто выявляют такое положение
вещей непосредственным и неожиданным образом. Между тем, что мир
предлагает нам как видимое, и тем, что это данное видимое под собой
прячет, разыгрывается некое действие. Это действие - зримо, и оно -
какборьба, и потому название "Большая война" воспроизводит его
содержание с достаточной точностью
"

(Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.; М., 2005. С. 193).

 





http://d3ds4oy7g1wrqq.cloudfront.net/martillo/myfiles/rene_magritte0011.jpg



Одна из моих любимых картин у Магритта - и вообще одна из моих

любимых картин - "Влюбленные" (1928). (Кстати, я бы перевела название

Les Amants как "Любящие"; у "влюбленных" есть другой эквивалент во

французском, - les amoureux). По утверждению Магритта, в его картинах

нет "символов", его интересовали только те вещи, "которые могут быть

символизированы". "Мои картины - это образы", - говорил он.

Применительно к "Влюбленным", образ, или тема, которую рассматривает

Магритт, - это "узнавание" любящих, кто, однако, даже в момент поцелуя

не видят друг друга. В этой картине содержится и размышление о скрытом и

открытом видимом, поскольку узнавание произошло не в пространстве

физического мира, где "помощь" оказывает взгляд, а в человеческом,

духовном пространстве, где ощущение духовной близости (часто не

объяснимое на словах) рождает желание близости физической. Мы также
ничего не знаем о том "земном", "реальном" физическом пространстве, где
состоялась эта встреча: стена и потолок ограничивают его, создавая
интимное пространство двоих.





http://www.nga.gov.au/International/Catalogue/Images/LRG/148052.jpgК
теме узнавания Магритт обращался дважды за 1928 г. На второй
одноименной картине "Влюбленные" изображены на фоне деревьев, т.е. в
открытом пространстве. Это пространство пустынно, а лица двоих снова
закрыты белой тканью. Не самый традиционный образ, тем более что
близость на этой картине качественно иная, чем на предыдущей. Мысль,
которую Магритт транслирует через этот образ, схожа с той, что явлена в
картине "Это не трубка": то, что мы не видим, значительнее того, что
открыто глазу.



В связи с этими двумя картинами мне на память приходят две книги -

"Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова и "Терраса в Риме" Паскаля
Киньяра. Описание Мастером его встречи с Маргаритой в 13-й главе может
вполне быть проиллюстрировано полотнами Магритта.



"-- Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт
их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в

Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем
пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с
Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По
Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня
одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И
меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное,
никем не виданное одиночество в глазах!



Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее
следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной
стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни
души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо
говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет,
и я никогда ее более не увижу...



И, вообразите, внезапно заговорила она:



-- Нравятся ли вам мои цветы?



Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со
срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в
переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на
ее сторону и, подходя к ней, ответил:



-- Нет.



Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно,
понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука,
а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?



-- Ничего я не говорю, -- воскликнул Иван и добавил: -- Умоляю, дальше!



И гость продолжал:



-- Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:



-- Вы вообще не любите цветов?



В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. Я шел с нею рядом,
стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал
себя стесненным.



-- Нет, я люблю цветы, только не такие, -- сказал я.



-- А какие?



-- Я розы люблю.



Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась
и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки
поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я
понес их в руках. Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у
меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою
руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.



-- Дальше, -- сказал Иван, -- и не пропускайте, пожалуйста, ничего.



-- Дальше? -- переспросил гость, -- что же, дальше вы могли бы и сами
угадать. -- Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и
продолжал:


-- Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает
убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так
поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что
это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная
друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там
тогда... с этой, как ее...



-- С кем? -- спросил Бездомный.



-- С этой... ну... этой, ну... -- ответил гость и защелкал пальцами.



-- Вы были женаты?



-- Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке...
нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню.
Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в
тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не
произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.



Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через
час, когда мы оказались, не замечая города, у кремлевской
стены на набережной. Мы разговаривали так, как будто расстались вчера,
как будто знали друг друга много лет. На другой день мы
сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились.
Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею
тайною женой
."



(Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита. М., 1984).



О Киньяре я вспоминаю потому, что влюбленные в его романе "Терраса в
Риме" расстались, когда соперник Моума-гравера выплеснул ему на лицо
кислоту, и гравер навсегда остался обезображен. Что бы подумал каждый из
влюбленных Магритта, если бы лицо, скрытое под белой тряпкой, было
безобразно? А, может, оно и так безобразно или, по крайней мере, не
слишком красиво, но сила узнавания заставляет искать скрытое видимое,
то, что всегда остается необъяснимым, невыразимым, недосказанным?



http://lifeglobe.net/media/entry/1422/magritte08.jpg


"- Нет, все же я думаю, что вы не правы. Существует некая
видимость, свойственная этому миру. Часто это бывают сны. Иногда нужно
сдернуть простыню с кровати и показать тела, сплетенные в любовном
неистовстве. Иногда нужно показать мосты и селения, башни и бельведеры,
корабли и повозки, людей в их жилищах, животных в хлеву. А иногда
достаточно показать туман или гору. Иногда хватает деревца, гнущегося
под бешеным ветром. А иногда хватает просто тьмы - вместо снов, которые
возвращают душе то, чего она жаждет или чего лишилась
".

Часть 1, Часть 2



МАГРИТТ, РЕНЕ (Magritte, Ren) (1898–1967), бельгийский художник, один из видных сюрреалистов.



Родился Магритт 21 ноября 1898 в городке Лессин в Бельгии, учился в
Академии художеств в Брюсселе. В 1960 Музей современного искусства в
Далласе (Техас) организовал первую большую ретроспективную выставку
работ художника, а в 1965 Музей современного искусства в Нью-Йорке
подготовил ретроспективную экспозицию его произведений.



В своих картинах он воссоздавал мир фантазии и сновидений. Предметы
реального окружающего мира в его картинах воспроизводятся в мельчайших
деталях, но в абсурдной обстановке и комбинациях: огромное ярко-зеленое
яблоко вырастает из стены комнаты; люди, словно капли дождя, падают на
крыши; гигантский тяжелый камень парит в облачном небе. Картины
художника создают ощущение таинственной напряженности и страха; это
ощущение достигается путем изображения обстановки, не имеющей ничего
общего с нормальной, привычной для человека. Секрет произведений
Магритта заключается в контрасте между прекрасно выписанными
«гиперреальными» предметами и их странными сочетаниями и неестественным
окружением. Умер Магритт в Брюсселе 15 августа 1967.









La Reproduction interdite











Le Seuil de la for`t

















La Naissance de l'idole

















Le Gouffre argent









L'Atlantide

















Dormeur temeraire

















Le Corps bleu



































Amour desarme









































Le Premier Jour, crayon sur papier

















Le Premier Jour



































Le CicВrone













































Souvenir de voyage III

















Souvenir de voyage

















Le Bouquet tout fait

















Sans Famille









La Lunette d'approche

















Magritte L'Homme au chapeau melon





























Magritte Le Soir qui tombe

















La Logeoul Etrangre

















La Grande Nouvelle











La Sortie de l'Вcole











Les Amants











L'Invention collective











La Belle Captive









L'Art de la conversation











La Valse HВsitation

















Perspective Mme RВcamier de David









Le Sorcier (Autoportrait aux quatre bras)









Golconde









Les Travaux d'Alexandre





La Corde sensible







 


@темы: Сюр Рене Магритт